
В современном обществе постоянно растет внимание к охране и сохранению памятников истории, составляющих наше культурное наследие. Памятник всегда неотделим от исторической эпохи, в процессе которой он создавался, функция реставрации и консервации заключается в сохранении памятника как произведения искусства, так и свидетельства истории.
Реставрация одежды не представляла бы особых трудностей, если бы ее можно было распороть, дублировать по частям на «тюль»(1), а затем дублированные части снова сшить. Однако этого делать нельзя во избежание нарушения исторической целостности одежды и подмены подлинной работы старых мастеров и мастериц.
В качестве примера привожу выполненные реставрационные мероприятия значительно разрушенного музейного памятника из текстиля поступления 1965 года — желтой праздничной кофты из подкладочного шелка фасона конца XIX века, отделанной белым «аграмантом»(2), подкладкой по плечам, длинными рукавами на подкладке, застежкой на 13-ти кнопках и 26-ти стеклянных пуговицах, принадлежавшей Русиновой Евдокии Селиверстовне — жительнице г. Красноуфимска.
Основанием для реставрации памятника послужило: ветхое состояние ткани основы; общее загрязнение; пятна; множественные сечения с утратой шелковых нитей основы, грубые зашивки.
Работа по реставрации музейного памятника из текстиля была очень кропотливой и трудоемкой.
В краеведческом музее г. Красноуфимска сохранен и подготовлен к экспонированию памятник истории и культуры конца XIX века.
Результат проведенной работы
- «Тюль» — франц. tull от названия французского г. Тюль. Легкая прозрачная ткань, вырабатывается в виде гладкого прозрачного полотна. Производство гладкого тюля было открыто 1768г., а в 1809г. тюль уже был широко распространен. Гладкий тюль используется для шитья, отделки и реставрации изделий из ткани.
- Кружево «Аграмант» — плетение из шнура или ниток в виде тесьмы (ленты) с зубцами или фестонами с обеих сторон, роскошное украшение для одежды.
Реставратор Л.А. Кобякова МБУ «Красноуфимский краеведческий музей»