Реставрация и консервация музейного текстиля.

Школьная форма

 В современной России нет общепринятой школьной формы, каждая школа может вносить свои правила, поэтому наши школьницы такие разные. Чаше всего для изготовления школьной формы используются доступные ткани. Простые ткани с мелким  принтом или принтом типа «таран» серого, белого, темно-синего, бордового и черного цвета.

Фартук школьный с грудкой из кашемира черного цвета 60-70е гг.

ХХ века из фондов МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» напоминание нам о времени, когда школьная форма была стандартизирована и долгие годы не менялась. Фартук, входящий в комплект школьной формы  для девочек сильно напоминал форму горничных из XIX и начала XX веков. Такая форма одежды как бы символизировала подчиненное положение девочки – школьницы, которая должна слушаться учителей и родителей. Школьная форма времен СССР ассоциировалась с трудом, а  труд превозносили, как самую главную добродетель.

Разновидность одежды – фартук для работы по дому и образ горничной в XIX и начала XX веков демонстрировали послушание, дисциплину, аккуратность. Горничные выполняли множество дел по хозяйству, часто жили в доме своих нанимателей и помимо зарплаты получали питание и одежду, сама оплата была довольно скромной. Жизнь советских школьниц во многом походила  на жизнь горничных, ведь вообще советские люди жили скромно, имели маленькие квартиры, небольшой гардероб.

Но не только в СССР школьная форма приучала девочек к послушанию и труду. В Великобритании, еще в первой половине XVI уже имелась первая форма для детей очень скромная синего цвета, поскольку считалось, что синий цвет будет приучать детей к труду и смирению.

Прошли годы, сменился образ жизни, поменялись ассоциации с образами. Школьная форма теперь другая. Школьницы одеваются в платья, стильные блузки, модные жакеты и  юбочки разной длины.

«Кашемир» — тонкая, мягкая ткань саржевого переплетения ткётся из гребенной пряжи, сработанной из пуха (подшерстка) кашемировых горных коз.


«Таран»
— орнамент, образованный саржевым переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется клетчатый узор, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос. 
      

до реставрации

 

       

после реставрации 

 

Реставратор  Л.А. Кобякова МБУ «Красноуфимский краеведческий музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *