ПОЛОЖЕНИЕ об окружном конкурсе детского творчества «Рождественская звезда»

 

Согласовано:

Директор МБУ «Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск»

Лаврова Любовь Александровна

____________________________

________декабря 2018г.

 

 

Утверждаю:

Благочинный церквей Красноуфимского и Ачитского благочиний протоиерей Андрей Иванков.

____________________

_____декабря 2018 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ
об окружном  конкурсе детского творчества «Рождественская звезда»

  1. Общие положения
    1.1. Настоящее положение регламентирует порядок проведения конкурса творческих работ «Рождественская звезда» (далее — конкурс). Организатором конкурса является

Красноуфимское благочение.

1.2. Социальные партнеры: МБУ «Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск»

1.3.Конкурс проводится на территории г.Красноуфимска, Красноуфимского, Ачитского, Артинского районов.

1.4.Участниками конкурса могут стать детские коллективы дошкольных, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и воскресных школ, а также отдельные семьи с детьми. Руководителем работы, участвующей в конкурсе, может быть педагог или родитель (родители).

  1. Цель и задачи конкурса
    Цель:

Конкурс проводится с целью привлечения детей и подростков к православной культуре, ее традициям и праздникам
Задачи:
1.Активизация детской и подростковой, педагогической деятельности, направленной на популяризацию духовно-нравственных ценностей; поддержка совместного творчества детей и педагогов, семейного творчества; ознакомление с историей праздника и возрождение традиций подготовки к Рождеству Христову.

2.Выявление и дальнейшая поддержка талантливых детей, творческих коллективов, принявших участие в конкурсе;

3.Укрепление социального партнерства, привлечение внимания общественности и СМИ к тематике конкурса;

4.Устроение праздника духовности, нравственности, любви и красоты.

 

  1. Организация и условия конкурса
    Конкурс проводится с 24 декабря 2018 г. по 13 января 2019 г.

Для участия в конкурсе необходимо оформить заявку (образец прилагается) и предоставить выполненную работу в оргкомитет конкурса до 24 декабря 2018 года в Красноуфимский краеведческий музей по адресу: г.Красноуфимск ул.Советская, 42 с 10 до 17 часов. Справки по телефонам: 89126787802, 89536015593, 8(34394)5-11-31
В заявке должна быть указана следующая информация об авторах работы:
образовательное учреждение, воскресная школа или семья, класс или группа (возраст и количество детей (в случае коллективной работы));
Ф.И.О. детей;
Ф.И.О. руководителя и его контактный телефон.

  1. Номинации конкурса
    Конкурс проводится по следующим номинациям:

1.Изобразительное искусство и Декоративно – прикладное искусство.

Изобразительное искусство:

Рисунок, живопись, графика на тему: «Рождественская звезда»

Требование к работам: формат работы А3, оформленные в рамы, паспарту с подвеской.

Возраст участников номинации по возрастным категориям:

с 3 до 6 лет

с 7 до 12 лет

с13 до 17 лет

Изобразительное искусство и Декоративно – прикладное искусство.

2.Рождественская открытка

Участники самостоятельно выбирают технику выполнения работы (рисунок, живопись, коллаж, аппликация и др. ), материалы и элементы украшения (бумага, картон,  ткань,  пластилин, пенопласт, природный материал, папье-маше, стразы, бисер, и т.д.). Допускается объемное оформление.

Индивидуальное исполнение работ (1 работа – 1 участник).

Открытка должна быть выполнена на листе формата А4 или А3 сложенном пополам. На форзаце размещается изображение,  внутри на развороте — текст поздравления установленного образца.

Возраст участников номинации по возрастным категориям:

с 3 до 6 лет

с 7 до 12 лет

Декоративно – прикладное искусство

3.«Рождественский вертеп»

Требования к выполнению работ
Поделка «вертеп» может быть выполнена в любой технике и из любого материала (бумага, картон, ткань, фольга, пластилин, природные материалы и т. д.)
Представленные на конкурс работы должны быть не менее 50 см в длину, ширину, высоту.
Возраст участников номинации по возрастным категориям:

с 7 до 12 лет

с13 до 17 лет

Внимание! Во всех  работах должна прослеживаться православная тема Рождество Христово, а так же обязательно придерживаться православным канонам. К положению прилагаются методические рекомендации по изображению праздника Рождества Христова. Просим педагогов внимательно с ними ознакомиться.

7.Награждение победителей
Награждение победителей состоится 13 января 2019 года в 13ч. в Красноуфимском краеведческом музее по адресу: г.Красноуфимск, ул.Советская, 42

Призы в номинации «Рождественский вертеп» предоставляет  благочинный церквей Красноуфимского и Ачитского благочиний протоиерей Андрей Иванков.

Оргкомитет оставляет за собой право не комментировать выбор победителей.
Победители  конкурса получают — дипломы и  призы.

  1. Жюри конкурса
    Жюри формируется организатором конкурса. В состав жюри входят профессиональные художники; педагоги прикладного творчества; педагоги, работающие по программам духовно-нравственного воспитания.

Состав жюри конкурса:

Председатель:

Благочинный церквей Красноуфимского и Ачитского благочиний протоиерей Андрей Иванков.

Члены жюри:

1.Помощник благочинного по религиозному образованию Набиуллина Лидия Ивановна.

2.Заведующая выст. залом МБУ «Красноуфимский краеведческий музей ГО Красноуфимск» Кузнецова Ольга Николаевна

3.Воспитатель  МАДОУ детский сад комбинированного вида №16 Шатохина Марина Александровна

 

 

 

Приложение:

 

ЗАЯВКА
на участие в конкурсе творческих работ «Рождественская звезда»

Фамилия, имя, отчество участника_____________________________________
Возраст участника (полных лет)__________________________________________
Учреждение______________________________________________
________________________________________________________________________
Контактный телефон_____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество творческого руководителя (при наличии), контактный телефон,
адрес электронной почты______________________________________________________
___________________________________________________________________________

 

Вместе с работой подается письменная и электронная заявка.  Электронную  заявку обязательно отправить по адресу: nabiullina-09011961@mail.ru

 

Этикетка к работе:

Каждая работа должна быть снабжена неотъемлемой этикеткой и надписью на лицевой и оборотной стороне с напечатанной (шрифтом Times New Roman 14pt черным цветом на белой бумаге) информацией об авторе.

  • фамилия, имя, возраст участника (число полных лет);
  • название работы, направление;
  • название учреждения, в котором обучается участник;
  • Ф.И.О. педагога.

 

Примеры:

Петрова Анастасия, 10 лет

«Рождественская звезда»

Бумага, акварель

МАОУ ДШИ №16,

Руководитель изобразительного искусства

Потапенко Марина Евгеньевна

 

Методические рекомендации по изображениюправославного праздника
Рождества Господа нашего Иисуса Христа

(история, смыслы, рекомендации)

Рождество Христово – один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на 25 декабря по старому стилю/ 7 январяпо новому. В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире – Иисуса Христа.

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/rozdestvo

Перед началом рисования необходимо подготовить сердце. Изучить первоисточник сюжета, литературу, иконы, картины русских и зарубежных художников (последнее могут сделать только родители и педагоги, чтобы знать, на что ориентироваться и при необходимости помочь ребенку).

ПЕРВОИСТОЧНИК:

Евангелие от Матфея: 1 глава 18-25 стих, 2 глава 1-23 стих.
Евангелие от Луки: 2 глава 1-21 стих.

Толкование на Евангелие: https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotokis/tolkovanie-voskresnykh-evangelij-s-nravouchitelnymi-besedami-chast2/26

ПЕСНОПЕНИЯ ПРАЗДНИКА:

Тропарь Рождества Христова

Рождество Твое Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Перевод: Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!

Кондак Рождества Христова

Дева днесь Пресущественнагораждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родисяOтроча младо, Превечный Бог.

Перевод: Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог.

ЛИТЕРАТУРА

Книга «Рождество Христово» епископа Александра (Милеанта). В предисловии читаем:«В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление – до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.

В настоящей брошюре мы расскажем о событиях, связанных с Рождеством Христовым, побеседуем о духовном значении этого события и в конце остановимся на главных моментах рождественского богослужения».

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/rozhdestvo-hristovo/

Иван Шмелев «Лето Господне», глава «Рождество Христово»

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, –тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!..» В самоварах, на долгих дужках, – сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, – душисто, сладко. Стакан – копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, – пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами, как из паровоза. Калачик –льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..

В Сочельник, под Рождество, – бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь – резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! Морозный, гулкий, – прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, – древний звон, степенный, с глухотцой. А то – тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… – гул и гул.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щиплет. Выйдешь – певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… – синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, – плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, – Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… – и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсиямирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком– знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка… осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.

Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая. Бывало, думал: «Если к ней идти – придешь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он – в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!» Смотришь, смотришь — и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..»

Волсви?.. Значит – мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал – волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, – думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься… Видишь – кормушка, с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит? Да, и волков… всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам… и пастухи, склонились… и цари, волхвы… И вот, подходят волки. Их у нас в России мно-го!.. Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им… злые такие были. Ты спрашиваешь – впустят? Ну конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звезды… все звезды там, у входа, толпятся, светят… Кто, волки? Ну, конечно, рады».

Источник: http://rojdestvo.paskha.ru/children/lit/Pisateli/Shmelev/&pagei=all

ИНТЕРНЕТ РЕСУСЫ

Сайт о празднике Рождества Христова: http://rojdestvo.paskha.ru/

Подборка статей о Рождестве на сайте «Православие и мир»: http://www.pravmir.ru/articles/rozhdestvo-hristovo/

Подборка материалов о празднике на сайте «Православного журнала «Фома»:

7 января 2019 — Рождество Христово

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЛЮБОМУ КОНКУРСУ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НЕОБХОДИМО:

  1. Внимательно изучить Положение Конкурса.
  2. Выбрать номинацию и тематику.
  3. Изучить картины знаменитых художников изображавших данный сюжет. Если Вы выбрали библейский сюжет, то изучить литературу: Библию (эпизод), толкование на этот сюжет.
  4. Выполнить эскиз рисунка на формате А4. (Эскиз необходим для ответственного отношения к выполнению задания.На эскизе можно продумать композицию, подобрать цвета).
  5. Выбрать материалы исходя из того, что работа должна быть выполнена в ярких, насыщенных цветах. Работы в карандаше, должны не потеряться среди работ выполненных красками. Работы в темных цветах или даже в черных, оправданы только тематикой сюжета рисунка.
  6. Выбрать технику. Графику стоит применять, только если Вы мастерски владеете данной техникой. Работы в карандаше с обводкой некоторых деталей фломастерами– выглядят не выигрышно. Если только это не имитация мозаики (тогда все детали рисунка должны быть обведены).
  7. И далее следовать требованиям конкретного Конкурса.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ

Анализируя работы, представленные на епархиальный этап, мы выявили ряд часто повторяющихся ошибок.

Элементы не православной культуры

  • Самая частая ошибка «бублики» у святых, ангелов.Так называемые «бублики» –это протестантская традиция. Заметим, что конкурсы православные.
  • Храмы без крестов или кресты, изображенные непропорционально, не правильно.

На православном интернет-портале «Азбука.ру» читаем: «Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.

Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную» (http://azbyka.ru/krest.shtml).

«Плагиат»

Использование сюжетов из сети «Интернет». Учите ваших подопечных при использовании понравившегося сюжета из картин, открыток, сети «Интернет», наполнять их своим содержанием. Изобразить свой храм. Храм своего города, поселка. Храм, которого еще нет на открытках в сети «Интернет», в пособиях для раскрашивания и т.д.

Библейский сюжет

Перед тем, как брать за основу религиозный сюжет, посмотрите канонические иконы (лучше древних мастеров), картины классических художников (а не картинки из Гугла), почитайте с детьми историю того или иного события. Послушайте песнопения, духовную музыку, чтобы погрузится в атмосферу, лучше прочувствовать сюжет. Чтобы не ошибиться в деталях библейских сюжетов необходимо изучить текст (отрывок из Библии), иконы, картины известных художников.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКАТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СВЯЗАННЫХ С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
(со смыслами):

Рождественский сочельник. Подготовка к празднику: приборка дома, украшение елки, темная зимняя ночь за окном, ожидание первой звезды (заглядывание в окно, хождение вокруг накрытого стола J), подготовка подарков родным и друзьям (в одиночестве – атмосфера таинственности, в кругу семьи – атмосфера тепла, взаимопонимания).

Евангельский сюжет: появление на небе новой звезды, волхвы увидели новую звезду, волхвы пошли поклониться Младенцу, Святой Иосиф Обручник и Дева Мария пошли на перепись в Вифлеем, ночь над Вифлеемом, Вертеп (пещерка для животных, загон для скота с овцами и волами), пастухи увидели явление Ангелов, Ангельский хор, пастухи первые пришли поклониться Младенцы Христу, поклонение волхвов; бегство Иосифа, Марии и Младенца в Египет.

Храм:зимний ночной пейзаж с храмом, купола и звездное небо, вертеп в храме, около храма (Храмы изображаются с крестами!)

Ангелы

Немного смыслов: «А́нгелы (ἄγγελος — греч. «вестник») — бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла».«Ангелы — бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными». «Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей». Источник: https://azbyka.ru/angel

«Традиционное изображение ангела. Ангел-хранитель… Классическое облачение ангела в нашем понимании – это хитон (мужская и женская нижняя одежда подобие рубашки льняной или шерстяной), гиматий (плащ, переброшенный поверх хитона). Атрибутами являются крылья, как символ быстроты, молниеносности действий. Лента в волосах, которая в нашей традиции получила название тороки или слухи (ленты в волосах)». «Тороки, они же слухи, на головах ангелов. Откуда они произошли? На самом деле, эти развевающиеся ленты в волосах, это не что иное, как диадема. Причем диадема – это не бриллиантовое украшение, а самая обыкновенная белая лента с бахромой на концах, которой повязывались головы императоров и жрецов. Это знак высшей власти, как духовной, так и светской». «Поскольку ангелы являются предводителями небесного воинства, поскольку они являются стражами при троне Господнем, они часто изображаются в придворных одеяниях». Источник: http://www.pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyinoy-ikonografiya-angelov-video/

Это интересно.Вопрос: Принадлежат ли ангелы к мужскому или женскому полу?

Ответ: Библия не подтверждает идеи относительно того, что ангелы принадлежат к мужскому или к женскому полу. В тех случаях, когда род конкретно упоминается в Писании относительно ангелов, – это мужской род (Бытие 19:10-12; Откровение 8:3; 10:7). Тем не менее, это не обязательно является свидетельством того, что ангелы являются мужчинами. Текст в Евангелии от Матфея 22:30 говорит об ангелах как о «бесполых» существах: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Если ангелы не размножаются, тогда нет нужды в половых различиях, по крайней мере, в человеческом смысле.

Это интересно.Ангельский хор «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Евангелие от Луки 2:14) Перевод: «Слава Богу, обитающему на Небесах! Возвещаем на земле мир в тех людях, которых Бог возлюбил!».

Ангелы: явление ангелов пастухам, ангельский хор поющий славу, ангелы у вертепа, возможно полупрозрачные ангелы в храме, около храма.

Звезда. Вифлеемская звезда – восьмиконечная звезда, она же звезда Давида – знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Это интересно:В пещере Рождества Христова есть Вифлеемская звезда. Сколько лучей на ней, известно доподлинно. Место появления Иисуса на свет указывает серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Это число неслучайно. Оно символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме.

Ель.

Немного истории и смыслов: «Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности. В XVII веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку – как символ лестницы с неба, спущенной на землю в Рождество. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями – в воспоминание о сладости райской жизни». Источник: http://foma.ru/rozhdestvenskaya-elka.html

«Елка как рождественское дерево появилась в России в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год – в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц – дочерей великого князя Михаила Павловича». Источник: http://rojdestvo.paskha.ru/Russia/yolka/

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич («Мое милое детство»), М.Толмачева («Как жила Тася»), монахиня Варвара («Рождество Христово – Детство золотое»), А.Федоров-Давыдов («Вместо Рождественской елки») и многие другие. Предание о первой рождественской елке по ссылке:

https://happy-school.ru/publ/predanie_o_pervoj_rozhdestvenskoj_elke/24-1-0-1599

Ель:само смолистое дерево, украшенное рождественской восьмиконечной звездой, расписными пряниками и шарами.

Зимние забавы: катание с горки, битва снежками, хороводы вокруг елки. Рождественская ярмарка. Вертепный театр на улице и дома.

Рождественские натюрморт: наряженная ель, ветка ели на столе с кутьей и компотом, рождественский гусь J, вертеп и подарки под елкой, свечи, восьмиконечные звезды.

Люди: бытовые сценки из дореволюционной жизни (дореволюционные открытки),вертепное действо (спектакль, кукольный театр), обмен подарками, христославы(колядки на Рождество), подача милостыни нуждающимся.

 

 

Методистсектора Основ православной культуры
Отдела религиозного образования и катехизации
Екатеринбургской епархии
Швыдко Мария Анатольевна

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *