О реке Уфе и торговле хлебом

К 285-летию города Красноуфимска

В начале XX века Красноуфимский уезд был известен как хлебный край. Большая часть зерновых вывозилась за пределы уезда по реке Уфе.

Газета «Пермская земская неделя» №46 от 13 ноября 1914г. писала:

Первая страница газеты Пермская земская неделя

«Красноуфимский уезд своей северо-западной частью обслуживается Кунгурским рынком. Из его западного угла уезда излишек хлеба вывозится в Осинский и Кунгурский уезды. Из-за уфимского же края уезда  главная масса хлеба идет на горные заводы. Эти заводы, потребляя ежегодно до 2 ½ миллионов пудов продовольственного хлеба и 1 ½ миллиона пудов овса, являются главнейшим постоянным рынком сбыта из земледельческих районов уезда. Кроме снабжения местных потребительских рынков, Красноуфимский уезд ежегодно экспортирует часть своих хлебных излишков по двум путям: рекой Уфой – в Рыбинск и далее в Петроград и по реке Сылве – в  Пермь и заводы Пермского и Соликамского уездов»[1].

Вот что  писал о реке Уфе Х.Мозель в книге «Материалы для географии и статистики России», изданной еще в 1864 году.

         Титульный лист к книге Мозеля

«Красноуфимск, удаленный от ближайших губернских центров более чем на 200 верст, а, следовательно, и от железной дороги, не имел никаких других путей сообщения, кроме грунтовых дорог. А край был хлебный. Хлебами засевалось более 200 тысяч  десятин земли. Правда, был еще один путь сообщения – водный, по реке Уфе, но и он действовал не всегда, а только после ледохода, в весенне-летний период. На реке Уфе стояло ряд крупных железоделательных заводов. Вдоль реки располагалось семь пристаней, из которых первое место занимал Красноуфимск. Сплавное судоходство наблюдалось почти на всем ее течении. Длина течения реки по Пермской губернии – до 350 верст, ширина от 20 до 60 саженей (от 40 до120 метров), а глубина от 4 до 12 футов (1,2 до 3,6 метров), грунт дна и берегов песчано-глинистый, местами каменистый; берега крутые и высокие, покрыты лесом или кустарником».[2]

С 1901 по 1903 годы по р.Уфе и ее притокам отправлено было 144 судна и 993 плота на сумму 3142 тысячи рублей ценного груза, преимущественно железный заводской товар, лес и лесные продукты, хлеб.[3]

Ежегодно по реке Уфе сплавлялось от 20 до 30 барок с хлебом в течение нескольких дней. Поэтому приходилось крестьянам в другое  время отправлять свое богатство – урожай хлеба через Екатеринбург, Челябинск или Кунгур, Вологду гужевым транспортом. В результате расход был от 40 до 50 копеек за пуд (1 пуд равен 16 кг), с проведением железной дороги грузы пошли бы на место потребления и себестоимость их бы значительно понизилась.

О чем еще на тему, связанную с рекой Уфой, писала Газета «Пермская земская неделя»?

В газете «Пермская земская неделя» №27 4 июля 1913 года писали:

«В Красноуфимске, где я живу в настоящее время (1913 год), 20 лет тому назад хариусы осенью продавались по 10-12 копеек за фунт, а стерлядь 18-25 коп., а теперь те же хариусы стоят уже 35-40 коп., а стерлядь 50-60 коп. за фунт.

И в реке Уфе рыба идет на убыль скорым маршем! Истребляют ее кто как умеет»[4].

Данный материал по письменным источникам Красноуфимского краеведческого музея подготовила Л.Е.Алексейчик старший научный сотрудник этого музея

[1] Газета «Пермская земская неделя» №46 от 13 ноября 1914г

[2] Х.Мозель. Материалы для географии и статистики России. С.-П., 1864.,с.121.

[3] Большая энциклопедия.т.19., С-П., 1904.,с.69.

[4] Газета «Пермская земская неделя» №27 от 4 июля 1913г.


                    

Добавить комментарий