К 150-летию Красноуфимского земства

 

 

Интерактивная экскурсия в Красноуфимском краеведческом музее

«Уроки в земской школе»

 

           Первое уездное земское собрание в Красноуфимске состоялось в сентябре 1870 года.

Учитывая, что в то время в России поголовная неграмотность крестьянства воспринималась как государственная проблема, можно утверждать, что реформа начальной школы стала прогрессивным шагом в развитии отечественной системы образования. В то время в России было правление царя Александра II. В июне 1864 года появился документ под названием «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу, к созданию этих самых «народных училищ» было решено привлечь органы общественного самоуправления, то есть земства. Организация и развитие народного образования со временем стала одним из основных направлений деятельности земств.

Земская школа (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.

В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным.

В земской школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности.

14 марта для учащихся второго класса Криулинской школы прошел такой урок-экскурсия в Красноуфимском краеведческом музее.

После вводного рассказа экскурсовода, ребята представили, что они находятся на одном из уроков в земской школе. Но урок этот прошел не сразу одновременно с тремя отделениями учащихся разного возраста, а на каждом предмете ребята все вместе побывали на какое-то короткое время. Ребята узнали особенности изучения русского языка, арифметики и чистописания в земской школе.

В земской школе постигаем секреты старинного алфавита. А смекалистость и сообразительность у сельских ребят проверяли, как они умеют отгадывать загадки.

Занятие знакомит с историей счёта, старинными счётными приборами, в том числе – с русской «счётной машиной». Для решения арифметических задач из учебника прошлого века очень пригодятся смекалка и наблюдательность!

В классе земской школы XIX века за старинной партой, обмакивая перышко в чернила, постигаем искусство каллиграфии. Не сразу дается умение писать чисто, красиво и грамотно. Прилежных учеников ждет успех. Учащимся предложено сесть за школьную парту и, обмакивая в чернильницу перьевую ручку, написать что-либо на свое усмотрение.

Не раскрывая всех особенностей проведения данной интерактивной экскурсии, скажу лишь, что на мой вопрос учащимся в конце экскурсии: «Хотели бы вы учиться в земской школе?», учащиеся выразили желание в ней учиться. А вот почему? Вы узнаете, если посетите данную экскурсию. Проведение экскурсии предполагается для учащихся начальных классов учебных заведений. Обращаться в Красноуфимский краеведческий музей по тел 5-11-31. Приглашаем всех желающих на данную экскурсию!

Л.Е.Алексейчик, ст. научный сотрудник Красноуфимского краеведческого музея

Добавить комментарий