Искусство сохранять искусство

Реставрация и консервация музейного текстиля.

 Реставратор  Л.А. Кобякова МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» 

С древних времен в бытовой культуре разных народов пояс рассматривался как важная часть костюма, очень сильный оберег, символ уровня власти и богатства его владельца. Пояс воспринимается нами сейчас как одна из самых обыденных, но скорее дополнительных деталей одежды. А когда-то все было иначе. В быту и обрядах русского народа этой части костюма издавна придавалось очень большое значение. Женщина без пояса считалась символом разврата, а мужчина – бессилия, распоясать человека значило обесчестить его. В старину говорили, что «появление без шапки и босиком не удивит сторонних так, как появление без опояски».

Поскольку сам пояс всегда воспринимался как мощнейший оберег, то естественно было дополнить его знаками, несущими тоже значение оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые. Иногда в своем сложном сочетании они образовывали целый рассказ, а позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями. С середины XVIII века начинают широко распространяться надписи на поясах. Их так и называли «опояски со словесами». Обряд «чтения» узоров на поясах и полотенцах сохранялся в России до середины XIX века.

Красноуфимский краеведческий музей обладает обширной коллекцией уникальных памятников культуры, представляющих историческую и художественную ценность, национальных поясов с вытканными элементами орнамента и текста «словесами», рубежа XVIII — XIX вв. искусно выполненных шедевров. Основанием для реставрации памятника истории и культуры из коллекции поясов послужило ветхое состояние пояса. По всей длине пояса желтыми нитками на зеленом фоне выткана надпись: «Моли бога о мне святой угодник божия Мария  яко аз усердно к тебе прибегаю скорой помощи и молитвеннице о душе моей 1913 года января 30».

Грамотная, очень тонкая, деликатная работа по реставрации пояса дала возможность увидеть его представленным на тематической выставке предметов, прошедших реставрацию под названием  «Возвращенные к жизни», проходившей в Красноуфимском краеведческом музее. Посетители имели возможность ознакомиться с уникальным памятником истории и культуры искусно выполненном шедевром ручного ткачества XIX века (выткала Н.Т.Гордеева, размер 3*204 см. 27.05.1982 года передала в дар музею Килина Нина Степановна – внучка Гордеевой Н.Т.).

Работа была продолжительной по времени из-за обширных участков сечений и утрат кружевной «оборки — отделки» пояса. Отреставрированный предмет готов к дальнейшей жизни в музее. Музей – это «маленькая кладовая», где хранятся уникальные вещи старины и современности, которые хочется рассматривать, восхищаться секретами мастерства ручного ткачества рубежа XVIII — XIX вв. При выполнении реставрационных работ удалось соблюсти один из важнейших принципов музейной реставрации – максимальное сохранение памятника истории, культуры и это ее главное отличие от реконструкции и новоделов.

фото до реставрации

фото после реставрации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *