
Этот день в народе посвящали Василиску — так называлось мифическое существо с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи; иногда его изображали и в виде дракона. В Средние века таких животных считали реально существующими; говорили, что они обладают ядовитыми клыками и когтями и, более того, способны убивать одним лишь взглядом. Говорили, что Василиск в этот день вылупляется из яйца, которое 15 января снес семилетний петух, и которое высидела жаба. Узнать такое яйцо, если оно вдруг появится в курятнике, легко: оно идеальной шарообразной формы и покрыто чешуйчатой кожей. Впрочем, наши предки перестраховывались и накануне предполагаемого рождения монстра все найденные яйца варили вкрутую.
Про этот день в старину говорили: «День синитель, васильковый повелитель». В этот день не занимались никакими делами — ни в поле, ни в огороде. «Не сеяли, не пахали — страшный день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились». Если кто не успел закончить сев, то дальнейший посев считался бесполезным – рождались одни васильки.
У девушек на Василиска был свой обычай. Они плели венки из березовых веточек и бросали в реку: если венок вдруг тонул — это предвещало несчастье.
Народные приметы:
Если сильные росы год будет плодородный.
В этот день по преданиям начинает цвести брусника и начинает свое цветение шиповник.
Икона св. мученика Леонтия
5.06. Леонтий — огуречник. Леонтий — конопляник
На Леонтия заканчивали посадку огурцов.
Считалось, что массовое появление оводов в этот день — к большому урожаю огурцов.
Также этот день называли конопляником, поскольку во многих местах на Левона (Леонтия) сеяли коноплю. В семена, приготовленные для посева, как правило, клали пасхальное яйцо, а после при посеве по полю разбрасывали скорлупу. При этом приговаривали: «Роди, боже, конопли белы, как яйцо». Коноплю почитали в народе как крайне полезное растение: из ее стебля добывали пеньку, из семян делали масло, использовали их в народной медицине.
О конопле говорили: «У кого конопелька, у того и двойная копейка»; «Коноплю сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, то конопли долги».
6.06 Симон Столпник. Соловьиный день. Свобориное дерево. Свобориным деревом на Руси называли шиповник. В этот день цветет шиповник и начинается настоящее лето. Готовили мед, сваренный на лепестках шиповника. С этого дня, как считали в народе, начиналось настоящее лето. Так и говорили: «Шиповник цветет — румянец года ведет». У наших предков шиповник был символом молодости, красоты и любви. На Руси было принято приходить к кусту шиповника, чтобы избавиться от печали, успокоить душу. В этот день начинались так называемые летние, или зеленые, Святки. Было принято украшать дома растительностью, завивать на березах венки. Наблюдали за приметами: если в этот день идет дождь — то будет много грибов.
7.06. Иванов день. Иван — Медвяные росы
На Руси считалось, что с этого дня на растениях появляются медвяные росы (ядовитые, вредные) — сладкие выделения тлей и червей, которые питаются соками растений. О них говорили: «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает». Считалось, что такие «росы» причиняют вред и детям, и скотине, и растениям. «Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла», — приговаривали люди.
В этот день примечали, если на рябине много цветов — будет хороший урожай хлеба.
В то же время сильная роса — настоящая, а не «медвяная» — в этот день предвещала хороший урожай. В народе говорили: «Без росы и трава не растет».
Обращали внимание и на другие приметы: Сильная роса в Иванов день к урожаю льна и конопли.
Началась заготовка лекарственных трав.
Если на рябине было много цветов в этот день — ждали урожая овса. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. В этот день начинали сбор лекарственных растений. Сажают капусту с разными наговорами и в тайне, чтобы никто не видел посадки.