18 апреля – Международный день охраны памятников и исторических мест

 

К этому празднику принято приурочивать различные мероприятия. Сегодня мы предлагаем совершить экскурсию в музей под открытым небом с красивым названием Красноуфимск.

Кружевное убранство в облике Красноуфимска: деревянное зодчество.

В различных публикациях и многочисленной сувенирной продукции исторический образ Красноуфимска чаще всего представлен яркими архитектурными объектами, такими как бывшая земская управа, железнодорожный вокзал, церковь во имя св. Александра Невского. Эти здания уже давно стали визитными карточками нашего города.

 

Здание бывшей земской управы (г. Красноуфимск) (источник — интернет-ресурс).

Здание Красноуфимского железнодорожного вокзала (источник — интернет-ресурс).

.

 

Церковь во имя св. Александра Невского (г. Красноуфимск) (источник — интернет-ресурс).

 

Но в Красноуфимске есть и другие не броские, но не менее интересные дома, которые относятся к категории «деревянное зодчество», и о них пойдет речь в этой статье.

Деревянное зодчество с точки зрения возникновения и истории развития как в целом по нашей стране, так и отдельных ее регионов привлекает внимание многих российских исследователей (Б.А. Рыбаков, И.Н. Шургин, О. Соболева, А.В. Долгов, Л.М. Лисенко и др.).

Деревянная архитектура г. Красноуфимска является неотъемлемой частью российского культурного достояния. С момента зарождения и до середины XIX века город был преимущественно деревянной застройки.

Примером памятников деревянного зодчества в Красноуфимске в первую очередь могут стать объекты культурного наследия областного значения: Казачья изба, XVIII в., церковь во имя св. Иннокентия Вологодского и деревянная часовня комплекса на городском кладбище.

Казачья изба, XVIII в. (г. Красноуфимск) (фото автора).

Церковь во имя св. Иннокентия Вологодского (г. Красноуфимск) (фото автора).

Далее перечень можно продолжить особняком знатного жителя города купца А.Н. Александрова (пересечение улиц Советской и Мизерова), очень похожих друг на друга домами братьев купцов Серебренниковых (Куйбышева-Ленина), домом по Пролетарской возле Камешка. Первые этажи этих домов построены из кирпича, вторые – деревянные, богато украшенные резьбой. Следуя российским традициям, декоративными элементами украшены фасады многих красноуфимских домов, и зачастую такое украшение приходилось хозяину на много дороже, чем строительство самого дома.

Дома братьев купцов Серебренниковых, перекресток улиц Ленина и Куйбышева (г. Красноуфимск) (фото автора).

Дом купца Александрова, перекресток улиц Советской и Мизерова (г. Красноуфимск) (фото автора).

Декоративные украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись на определенные виды: а) конструктивно-декоративные – кронштейны (помочи), потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные –причелины, полотенца, наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные – крыльца, ворота, галереи-гульбища [4].

Окантовке окон, наличникам, на Руси уделялось особое внимание. Широкое применение деревянных наличников на Урале исследователи отмечают только со второй половины XIX-го века [6].

Название «наличник» говорит само за себя, ведь он располагается «на лице» дома, то есть, на той части дома, которая выходит на улицу. Всем известно, что окна – это глаза дома. На ночь окна закрывали ставнями – «дом спит». Утром открывали – «дом проснулся». Красивые наличники подчеркивали индивидуальность хозяев, их вкус и достаток, и раскрывали душу дома.

Наличник является символом окружающего нас мира, и делится на три части [7]:

– верхняя часть – мир небесный – Божий,

– центральная часть – срединный мир – реальный.

– нижняя часть (карниз, завершение наличника) – твердь земная.

В украшении наличника применялись разные виды орнаментов: геометрический, растительный, животный, ленточный, плетеный и др.

Каждый хозяин стремился не только к красоте, но и защите своего жилища. Помимо защиты от сквозняков и морозов, наличники призваны были защитить дом от нечистых сил.

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего, использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система символов и знаков, защищающих пространство крестьянского дома [3].

Каждый элемент в оформления наличника был наделен особым смыслом – символом.

Символы солнца – солнечные знаки обозначают богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично – ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния. Чаще такие знаки располагаются в верхней части наличника и представлены в виде расходящихся лучей, ромбов, крестов.

Символы воды – источник жизни. Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), Изображаются в виде волнообразных узоров в верхней и нижней части наличника, бегущими ручейками по боковым полочкам или каплями-кружочками.

Символы земли. Знаки аграрной символики, самые простые, одни из самых распространённых – ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики, обозначающие вспаханное и засеянное поле.

Знаки-обереги – женские символы. Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.

Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Глазомер мастера, выверенный природой, смягчает геометрический орнамент и оживляет ритмику рисунка [5].

Резные фасады и наличники деревянных домиков Красноуфимска придают индивидуальность городу, создают контраст современным серым бетонным многоэтажкам и являются историей нашего города. Именно такие дома мы разыскивали летом 2018 года вместе с юными художниками детской школы искусств им. П.И. Осокина, с которыми знакомимся с историей Красноуфимска в рамках культурно-познавательного проекта «Прогулки по земскому городу». Разыскивали для того, чтобы изучить элементы резьбы и отобразить ее их красоту в этюдах.

Дом по ул. Интернациональной, пленэр ДШИ, 2018 г. (г. Красноуфимск).

Дом по ул. Ленина, пленэр ДШИ, 2018 г. (г. Красноуфимск).

Дом по ул. Интернациональной, пленэр ДШИ, 2018 г. (г. Красноуфимск).

Надо отметить, что памятники деревянного зодчества – это очень хрупкая часть историко-культурного наследия, они погибают от пожаров или превращаются в труху. Сложно устоять им и перед человеческим фактором – что-то безжалостно используется на дрова, что-то поглощается безликим сайдингом или холодной облицованной плиткой, как это происходит у и нас в городе. И еще неизвестна судьба дома по улице Советской, в силу своего возраста пришедшего в ветхое состояние.

Дом по ул. Советской (г. Красноуфимск).

С целью сохранения памятников деревянного зодчества в нашей стране создаются музеи под открытым небом, такие как музей-заповедник «Коломенское» (Москва), Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (под Архангельком), Кижи (о. Кижи, Карелия), Владимиро-суздальский музей заповедник (Владимирская обл.), Костромской историко-архитектурный музей, этнографический музей народов Забакалья и т.д. Самый ближайший к нам музей под открытым небом – Нижнесинячихинский музейный комплекс (Свердловская область).

И наш Красноуфимск можно по праву назвать музеем под открытым небом, стоит только оглянуться вокруг и внимательно вглядеться в скромные неповторимые резные наличники и фасады деревянных домов. В этих памятниках – история города и наших предков, гордиться которой, по словам Пушкина, «не только можно, но и должно».

Дом по ул. Интернациональной (г. Красноуфимск).

 

Дом по ул. Свободы, снесен в 2019 г. (г. Красноуфимск).

Список литературы:

1. Борсук О. Русское деревянное зодчество [Электронный ресурс]. Режим доступа: ruskline.ru/monitoring_smi/2012/04/26/russkoe_derevyannoe_zodchestvo/

2. Долгов А.В. Деревянное зодчество Свердловской области, Издательство: Сократ Екатеринбург, 2008. 144 с.

3. Кружева резных наличников: Красота резных наличников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shadrin-vladimir.blogspot.com/2016/05/blog-post_23.html

4. Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/lisenko1.htm

5. Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-54140.html

6. Развитие оконного наличника – от простой рамы и до современного многообразия видов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.artkelo.ru/blog/2013/09/20/razvitie-okonnogo-nalichnika-ot-pros/

7. Русский наличник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevodelatel.ru/articles/12/367/

8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство «Наука», 1981 г. 810 с.

9. Соболева О. Русское деревянное зодчество [Электронный ресурс]. Режим доступа: ricolor.org/history/ka/ort_art/hram_zod/hrams/der_zod/

10. Шургин И.Н. О деревянном архитектурном наследии [Электронный ресурс]. Режим доступа: magazines.russ.ru/vestnik/2004/11/sh37.html

Ладыгина Т.А., специалист МБУ «Красноуфимский краеведческий музей» по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.

Добавить комментарий